Игры для детей

Игра как метод вовлечения детей в этнохудожественную деятельность. Вопрос воспитания детей и приобщения их к национальным культурным традициям является важным аспектом педагогики. Особую роль в развитии личности играет формирование национально-культурных ценностей, составляющих основу духовно-нравственного воспитания. В воспитании детей должны использоваться разнообразные фольклорные традиции, воспитывающие морально-этические качества, развивающие чувство патриотизма, способствующие духовному и национальному самосознанию.

В современных условиях вовлечение детей в этнохудожественную деятельность играет важную роль в формировании его национального мышления. В силу возрастных особенностей ребенка важное значение в педагогическом процессе приобретает игра, необходимая для развития, а также мотивации к познанию и обучению.

Детский игровой фольклор является обширной сферой народной художественной культуры, имеющей свое историческое развитие. Проблема воспитательного значения русского детского игрового фольклора связана с такими науками как, педагогика, психология, этнопедагогика, этнопсихология и др.

Игровой фольклор, являясь одним из основных методом вовлечения детей в этнохудожественную деятельность, облегчает процесс приобщения их к русской национальной культуре, а также развивает их кругозор и различные способности. В современных условиях господства массовой культуры низкого качества педагог должен суметь заинтересовать и приобщить ребенка к изучению и сохранению русской традиционной культуры.

Жизнь детей

Важным периодом в жизни человека является младший школьный возраст. В этот период наиболее активно происходит формирование и развитие личностных качеств ребенка, активно развиваются функции головного мозга. Однако, физическое и нервно-психическое развитие младшего школьника находится в состоянии неуравновешенности.

Поэтому в этом возрасте наблюдается необходимая потребность в движении. Чтобы процесс овладения теоретическими знаниями был наиболее эффективным, его необходимо чередовать с общественными делами, трудом, а также различными игровыми формами деятельности.

Этнохудожественная деятельность – это процесс, направленный на сохранение и развитие национальных культурных ценностей посредством занятий народным художественным творчеством. Народные обычаи во все времена являлись основой сознания человека, на которой формируются идеалы нравственности. Вопрос вовлечения детей в этнохудожественную деятельность является важным и актуальным.

Детский игровой фольклор сочетает в себе слово, движение и мелодию. Как утверждают Морозов И. А. и Слепцова И. С., «понятие «народная игра» включает в себя игры и игроподобные формы, т. е. игры без строгих правил. К ним относятся увеселения в составе обрядовых и досуговых форм, связанных с ряжением, озорством, розыгрышами и забавами». Важным способом познания, обучения, развития мышления, воображения и творческих способностей для ребенка является игра.

В историческом контексте игра тесно связана с ритуалом и обрядовыми действиями. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия деревни. Например, народные игры «Репка», «Редька», «Хрен» и «Охотники». С течением времени культ обрядовых игр утратил свое значение, и народная игра стала развлечением молодежи. С середины XIX века игра сопровождала только детский досуг.

Чем полезны игры

Одной из важнейших функций игры во все времена была консолидация. Игра являлась мощным инструментом группового сплочения при помощи добровольного взаимодействия. Игровые взаимоотношения в рамках добровольного сплочения способствовали формированию у личности социально адаптивных признаков и творческой индивидуальности.

Еще одной важной функцией игрового действа всегда был социальный контроль, при помощи которого коллектив оказывал давление на индивида с целью изменения его жизненных стратегий и норм поведения, чтобы сделать их социально приемлемыми.

При помощи методов игрового давления на индивида его понуждали выполнять принятые правила поведения. Игровые действия также бытовали в системе социально-природного взаимообмена между природными стихиями и социальными структурами. Игра с судьбой проявлялась в сложной системе различных обрядовых гаданий – гадания на венках, на зеленые святки и празднование Ивана Купала, подблюдные гадания на Рождество и Крещение.

Народная игра могла проводиться в помещении и на улице. Ее признаками являются громкость, речитативность, а также момент импровизации. Простой сюжет, незатейливая мелодия, яркие образы делают игру понятной и доступной для детей младшего школьного возраста. Отличительным признаком игры считается момент перевоплощения. Непредсказуемость отличает игру от других жанров фольклора.

Основные группы народной игры:

  • драматические;
  • спортивные;
  • хороводные.

В драматических играх воплощение образа происходит в сюжетном развитии — «Редька», «Коршун», «Тетёра», «Покойник».

В спортивных играх присутствует момент состязания — «Мы умеем быстро бегать», «Кошки-мышки», «У медведя во бору».

Большое место в совместных играх детей занимают считалки, или, как их назвал Г. С. Виноградов, «игровые прелюдии». Задача считалки — организация игры. Слово в игровых прелюдиях является основой ритмической организации. Жанр жеребьевки также имеет большое распространение. Это коротких рифмованный стих, который помогает поделить играющих на две команды.
Игра изобретена согласно природному происхождению ребенка, она связана непосредственно с воспитанием детей.

С помощью игры дети познают искусство и чувство прекрасного. Многообразные явления игрового фольклора естественным образом выстраиваются по классическому педагогическому принципу – «от простого к сложному». С помощью музыкальных игр у детей развиваются музыкальные способности.

Что это даёт

Благодаря простой конструкции и несложной мелодии игровые напевы развивают у детей музыкальный слух. Постоянно повторяющиеся мелодические ходы хорошо запоминаются детьми, развивая музыкальную память. Речевое скандирование и припляс во время игры способствует развитию чувства ритма. Игра подключает ребенка к миру театра, к созданию образа героя, тем самым развивая творческое мышление и воображение.

Игра как метод вовлечения детей в этнохудожественную деятельность

В процессе игры ребенок поет, следовательно, происходит формирование и развитие первоначальных певческих навыков, развивается диапазон, укрепляется певческое дыхание. Во многих играх присутствует момент речитатива, который развивает артикуляционный аппарат и эмоциональность.

Так как игра тесно связана с движением, происходит овладение элементарными хореографическими навыками. С помощью игры у ребенка расширяется кругозор и представления об окружающем мире. Таким образом, использование игрового фольклора в этнохудожественной деятельности является начальным этапом в постижении более сложных уровней народной культуры.

В результате всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Основным предназначением народной игры в процессе вовлечения детей в этнохудожественную деятельность является воспитание и формирование духовно-нравственной личности и национального самосознания.

 

При копировании активная ссылка на Handmade-Paradise.ru обязательна!

Вы можете отправить этот пост в социальные сети и закладки:
 
Просмотров 232  

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *